5-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Исследовательский проект. От кого получено или кому отпущено

Уральский оптико-механический завод, Екатеринбург, ул. Восточная, 33б
12 сентября — 1 декабря 2019

Многими жителями города УОМЗ воспринимается как монолитная стена административного корпуса. Сложно поверить в то, что эта эффектная постройка типична для своего времени, как и в то, что брутальное здание не является заводом. Вопрос разности масштабов касается не только архитектуры: это одно место и одни и те же люди, задействованные в двух разных производствах — оборонном и гражданском.

Пространство проекта до недавнего времени было частью полировочного участка 315-го оптического цеха. Об этом до сих пор напоминают техническая печь, мойки, призмы и другие детали производства. С каждым из этих предметов взаимодействовал человек. Для нас его присутствие (теперь — отсутствие) важнее восстановления хронологии событий.

Центральный пульт УПИ-1 и автоматическая радиостанция режима дня. 1980-е годы. Фото из архива УОМЗ
Работницы 302-го цеха. Конец 1970-х годов. Фото из личного архива В. Г. Шерстянникова
Тележка для сбора стружки. 1980-е годы. Фото из архива УОМЗ

Работая с архивом личных дел, снимков, заводских газет и прочих документов, мы пытались найти сюжеты-ориентиры. В этом поиске время становится условной величиной, а главное его мерило — воспоминание. Ностальгия других людей вызывает ответную ностальгию по вещам и образам, которые не могли быть прожиты. Это дало нам почву для достраивания чужой реальности.

Думая о внутреннем укладе заводской жизни, мы пытались осмыслить прошлое предприятия и его современность. Стало очевидно: заводская культура включает в себя паттерны советского и позднесоветского времени, что симптоматично. Коллективность из прошлого умножается на современное вытеснение человека машиной. Оптический цех — последний в парадигме этих перемен, на нём процесс реновации должен завершиться. Бесконечная сменяемость заводской жизни и невозможность определить её реальное и настоящее вторит наименованию одной из граф карточки количественного учёта материалов, вынесенного нами в название. От кого получено или кому отпущено, как и вопрос отсутствия одних и присутствия других, решает только время.

Кураторы:

Настя Елизарьева, Ульяна Яковлева

Рабочая группа:

Лидия Базаева, Ирина Зуева, Александр Косых, Ирина Кравцова, Глеб Логвиненко, Михаил Ломовцев, Константин Максимов, Александр Николаев, Александр Павлов, Ольга Рогалёва, Мария Сенцова

Архитектура выставки:

Бюро счастливого дня

Экспозиционер:

Анастасия Мартынова