Многими жителями города УОМЗ воспринимается как монолитная стена административного корпуса. Сложно поверить в то, что эта эффектная постройка типична для своего времени, как и в то, что брутальное здание не является заводом. Вопрос разности масштабов касается не только архитектуры: это одно место и одни и те же люди, задействованные в двух разных производствах — оборонном и гражданском.
Пространство проекта до недавнего времени было частью полировочного участка 315-го оптического цеха. Об этом до сих пор напоминают техническая печь, мойки, призмы и другие детали производства. С каждым из этих предметов взаимодействовал человек. Для нас его присутствие (теперь — отсутствие) важнее восстановления хронологии событий.
Работая с архивом личных дел, снимков, заводских газет и прочих документов, мы пытались найти сюжеты-ориентиры. В этом поиске время становится условной величиной, а главное его мерило — воспоминание. Ностальгия других людей вызывает ответную ностальгию по вещам и образам, которые не могли быть прожиты. Это дало нам почву для достраивания чужой реальности.
Думая о внутреннем укладе заводской жизни, мы пытались осмыслить прошлое предприятия и его современность. Стало очевидно: заводская культура включает в себя паттерны советского и позднесоветского времени, что симптоматично. Коллективность из прошлого умножается на современное вытеснение человека машиной. Оптический цех — последний в парадигме этих перемен, на нём процесс реновации должен завершиться. Бесконечная сменяемость заводской жизни и невозможность определить её реальное и настоящее вторит наименованию одной из граф карточки количественного учёта материалов, вынесенного нами в название. От кого получено или кому отпущено, как и вопрос отсутствия одних и присутствия других, решает только время.
Настя Елизарьева, Ульяна Яковлева
Лидия Базаева, Ирина Зуева, Александр Косых, Ирина Кравцова, Глеб Логвиненко, Михаил Ломовцев, Константин Максимов, Александр Николаев, Александр Павлов, Ольга Рогалёва, Мария Сенцова
Бюро счастливого дня
Анастасия Мартынова