В преддверии появления homo deus (человека божественного) трансгуманистическая повестка исходит из того, что технологическое ускорение преодолеет смерть. Эта нацеленность на сингулярность, вдохновленная той идеей, что человека может заменить искусственный интеллект, глубоко парадоксальна: указывая на возможность преодоления смерти благодаря машинам и биоинженерии, она заявляет о кризисе человечества, поскольку люди все больше не поспевают за темпами технологического развития. Отталкиваясь от этого парадокса, выставка исследует наши все более зависимые взаимоотношения с современными технологиями.
Открывая возможности других вариантов будущего, выставка предлагает радикально пересмотреть отношения между жизнью и смертью в контексте нашего материалистического поиска бессмертия. Она подвергает сомнению трансгуманистическое понимание бессмертия как универсального процесса синхронизации в направлении единого будущего, в котором смерть приравнивается к полной аннигиляции, а ее эмоциональное, мемориальное, интеллектуальное и культурное присутствие отрицается. Узкое понимание технологий, ограниченное планшетами, экранами, трансплантацией памяти, искусственным интеллектом и гибридизацией человека и машины, т. е. внешними инструментами преодоления человеческой природы, времени и смерти, вытесняет сложные смыслы и традиции, заложенные прежними, особенно незападными, культурами: от организации знания на основе астрономических и природных явлений до создания объектов со спиритуалистическими функциями и ритуалов прославления смерти. Следуя предложению философа Юка Хуэя использовать концептуальный инструмент космотехники, определяемой им как «объединение космического и морального порядков через технологическую деятельность», выставка имеет дело с теми способами мышления, которые выступают посредниками в коммуникации — но не доминации — человека с космосом.
Выставка включает в себя несколько пересекающихся историй, которые своей рекурсивной хореографией создают созвездие отношение, параметров и опытов: «Огонь», «Жестокость и ядерные грибы», «Бабочка и музей», «Время», «Немертвые», «Труд и скука», «Зеркало и чистое зеркало», «Медуза», «Память и припоминание», «Ремесло и знание забытого», «Изменяющиеся жизни». Вместе они провоцируют, поэтизируют и приглашают нас преодолеть границы бессмертия на пути к множеству вариантов будущего.
Партнер основного проекта – Gallery Liusa Wang
Заруи Абдалян и Джозеф Эндрю Розенцвейг | Агентство Сингулярных Исследований (Анна Титова, Станислав Шурипа) | Карлос Аморалес | Петр Антонов | Евгений Антуфьев и Любовь Налогина | Елена Артеменко | Арам Бартол | Франко Ваккари | Бо Ван и Пан Лу | Стэн Вандербик | Антон Видокль | Сиприен Гайяр | Клаудиа Мартинез Гарай | Феликс Гонзалес-Торрес | Микро-арт-группа Город Устинов | Иван Горшков | Илья Гришаев | Владислав Ефимов | Арсений Жиляев | Чэнь Иньцзюй | Франсиско Камачо Эррера | Тарик Кисвансон | Брюс Коннер | Данило Корреале | Егор Крафт | Чон Кымхён | Габриэл Лестер | Кристина Лукаш | Джилл Магид | Тала Мадани | Ксения Маркелова | Крис Маркер и Ален Рене | Сара Модиано | Юко Мори | Кристиан Ньямпета | Адриан Пайпер | Павел Пепперштейн | Иван Петрокович | Ван Пин | Шарлотта Позененске | Гала Поррас-Ким | Арайя Расджармрернсук | Рои Розен | Ана Ролдан | Кирилл Савченков | Аки Сасамото | Мария Сафронова | Маша Седяева | Янь Син | Тимур Сы-Цинь | Николай Смирнов | Хэ Сянюй | Мария Танигучи | Диана Тейтер | Питер Уоткинс | Илья Федотов-Федоров | Диана Фонсека Киньонес | Джеймс Т. Хун | Анастасия Цайдер | Сюй Цзявей | Лю Циньминь | Лю Цинюань | Аня Черепанова и Виталик Черепанов | Али Черри | Лю Чуан | Лиеко Шига | Шимабуку | Александр Шишкин-Хокусай | Устина Яковлева | The Recycle Group
Ассистенты куратора: Мария Домрачева, Кевин Ву, Елена Голуб
Техническая команда: Александр Костылев, Павел Лужин, Алексей Бочаров, Вячеслав Павлович, Мария Зарапина