5-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Пан Лу и Бо Ван

Бо Ван / р. 1982, Китай / живет и работает в Нью-Йорке
Пан Лу / р. 1981, Китай / живет и работает в Гонконге

 

На выставке Основного проекта 5-й Уральской биеннале представлена работа:
«Миазмы, растения, живопись на экспорт» (Двухканальная видеоинсталляция, 2017)
Предоставлено авторами

В своем творчестве художник и режиссер Бо Ван углубляется в социокультурные дискурсы и анализирует, как образы, символы и зрелища функционируют и трансформируются в общественных пространствах, а также исследует значение «сообществ» и постколониальные дискурсы. В своих фильмах-зарисовках он с теоретической основательностью и юмором исследует историю и сегодняшние реалии, приоткрывая связи, которые сплетают вместе новые нарративы.

Созданный в содружестве с исследователем и писателем Пан Лу, которого интересует проблематика кросскультурного анализа различных форм текста, 28-минутный фильм Бо Вана «Миазмы, растения, живопись на экспорт» (2017) исследует исторические переплетения колониализма XIX в. В основе фильма — история Джона Ривза из Ост-Индской компании, который искал в Кантоне чертежников; популяризация китайской живописи среди европейского высшего сословия; британская оккупация Гонконга и вспышка чумы в 1894 г. Работа отталкивается от западного мифа о миазмах — токсичных парах, которые, как считалось, окутывают тропические регионы вроде Гонконга. В результате вертикальной сегрегации в Гонконге британские колонизаторы оказались на верхних позициях, откуда бросали свой экзотизирующий взор на «примитивных» азиатов, считая их более устойчивыми к воздействию миазмов. Фетишизация Востока продолжилась в экспорте китайской живописи, а фотографии, документирующие вспышку чумы и приписывающие азиатам недостаток гигиены, стали воплощением научного взгляда на их технологическую отсталость. Образы азиатов, распространяемые колонистами, в конечном итоге помогли сконструировать реальность, в которой все измеряется евроцентричными критериями. Фильм предлагает пересмотреть такое мировоззрение, которое когда-то считалось не подлежащим сомнению и бессмертным.