Проект «Чернорабочий Солнца» обыгрывает современную потребность в новой вере и надежде. Воображая далекое будущее человечества, художник возводит солнечные панели до статуса икон, в которых выражено почитание Великой Энергии. Художник не только удивляет смелостью своего заявления, но и озадачивает сбивчивостью временного измерения своей инсталляции. В ней не очень понятно, где заканчивается настоящее и начинается будущее, и совершенно неясно, где в этом круговороте находится зритель. «Иконы» Жиляева достигают новых уровней поистине возвышенной бессмысленности и выхолощенности, хотя и являются наследниками традиции возвышенной святости и значимости.
Фрагмент из оригинальной экспликации:
Серия икон на кристаллической основе из одного из Земных храмов секты «Чернорабочий Солнца» впервые показывается большой публике. Судя по специфике сохранившихся в далеком космосе радиоволн богослужений (реконструкция одного из фрагментов представлена в экспозиции), мы имеем дело с храмом, посвященным заводу по выпуску высокотехнологичного оптического оборудования. Скорее всего речь идет об эпохе скрытого почитания, с ее характерными страхами и визуальной скромностью. Как и в большинстве случаев главным героем алтарного сюжета становится труд. Но труд неквалифицированный, не приносящий более радости жизни, обреченный на вечное поглощение тусклого видимого в ожидании новой Звезды. Принято считать, что в аскетичных образах «Чернорабочего Солнца» художники прошлого выражали вселенскую тоску по Великой Энергии, питавшей их веру на протяжении столетий. Художники «Чернорабочего Солнца» используют иконографию первой модернисткой живописи относимой к 47 веку до rtlk-1 доводя её радикально конструктивистскую тенденцию до допустимого в визуальном искусстве предела. И в этом, безусловно, можно увидеть характерную черту эпохи заката, что и делает иконы «Чернорабочего Солнца» идеальным отражением тех темных времен.
В своем творчестве, равно как и в своей теоретической работе, Арсений Жиляев исследует границы вымышленных и реальных пространств. Его последние исследования посвящены музейному пространству, которое он воспринимает как художественную форму и способ творчества. Жиляев изучает наследие советской музеологии с точки зрения философии космизма. По его мысли, выставка является космосом, который существует в собственном пространственно-временном измерении. «Космический рекреационный центр им. Антона Видокля» — это инсталляция, в которой обыгрываются многие тренды современного искусства: самоирония, реапроприация модернизма, иммерсивность и игривый футуризм. Художник изучает взаимоотношения между зрителем и музеем через призму потребления: погоня за самосовершенствованием и лозунги индустрии «здорового образа жизни» не оставляют пространство музея за пределами своего внимания. Жиляев создает своего рода музей-спа, который одновременно подкупает своей искренностью и неприкрытой искусственностью.
Инсталляция отражает утопический импульс русского космизма с его стремлением к бессмертию и в то же время является критикой художественных институций, претендующих на решение социальных и экзистенциальных противоречий современности.